26 сентября в Белгородской области, Щебекинском районе, с. Титовка на базе оздоровительного комплекса НИУ «БелГУ» — «Нежеголь» состоялось расширенное Совещание Регионального совета ботанических садов Центра европейской части России. Оно было приурочено ко 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ботанические сады в XXI веке: сохранение биоразнообразия, стратегия развития и инновационные решения», посвященной 20-летию образования Ботанического сада НИУ «БелГУ» и проходившем в городе Воинской славы и первого салюта – Белгороде с 24 по 26 сентября 2019 г.
В работе Совещания приняли участие 20 человек, представители ботанических учреждений Регионального совета Центра европейской части России: Ботанического сада МГУ имени М.В. Ломоносова (директор Ботанического сада МГУ, председатель Регионального совета, д.б.н. В.В. Чуб, учёный секретарь Регионального совета, к.б.н. С.В. Ефимов), Главного ботанического сада имени Н.В. Цицина РАН (директор ГБС, председатель Совета ботанических садов России, к.б.н. В.П. Упелниек, ведущий научный сотрудник ГБС, к.с.х.н. О.И. Молканова), Ботанического сада ВНИИ лекарственных и ароматических растений (зав. лабораторией «Ботанический сад», д.б.н. А.Н. Цицилин), Ботанического сада НИУ «БелГУ» (директор НОЦ «Ботанический сад», д.б.н. В.К. Тохтарь, зам. директора, к.б.н. Е.Н. Дунаева, зав. лабораторией биотехнологии растений Л.А. Тохтарь, зав. сектором дендрологии Н.Г. Пацукова), Ботанического сада Воронежского государственного университета (директор, к.с.х.н. А.А. Воронин), Дендрологического сада Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева (агроном А.Н. Сахоненко), а также ботанических учреждений Регионального совета Северо-запада России: Ботанического сада Петра Великого БИН РАН (старший научный сотрудник, д.б.н. К.Г. Ткаченко), Ботанического сада Петрозаводского ГУ (директор, заместитель председателя Совета ботанических садов России, д.б.н. А.А. Прохоров), Дендрологического сада Северного (Арктического) Федерального университета (зав. лабораторией «Дендрологический сад», к.с.х.н. Н.Н. Васильева), ВИРа имени Н.И. Вавилова (в.н.с., к.б.н. Т.Н. Смекалова); Регионального совета Юга России: Ботанического сада Южного Федерального университета (директор, д.б.н. Т.В. Вардуни, с.н.с., к.б.н. П.А. Дмитриев, м.н.с. В.А. Чохели, вед. агроном А.Н. Мальцева).
В ходе Совещания были заслушаны следующие доклады: «Возможности и перспективы взаимодействия ботанических садов России» (д.б.н. В.К. Тохтарь, Белгород); «Наука и образование в ботаническом саду ЮФУ» (д.б.н. Т.В. Вардуни, Ростов-на-Дону); «Особенности образования в ботанических садах в разные периоды (обзор сайтов ботанических садов Минобрнауки)» (А.Н. Мальцева), после которых состоялась оживлённая дискуссия, в которой были затронуты ключевые вопросы развития ботанических садов.
Участники Совещания обеспокоены отсутствием целевого финансирования ботанических садов со стороны Министерства науки и высшего образования РФ. Субсидии, которые выделялись Федеральным агентством научных организаций (ФАНО) в течение 3-х лет, дошли не до всех ботанических садов и часто в урезанном виде или даже частично.
Для распределения субсидий А.Н. Мальцева предложила создать такую организацию, или комиссию ботанических садов, куда будут входить представители (например, директора) 10 ведущих садов России, которые и будут распределять субсидии. По её мнению, распределять должны профессионалы, а не чиновники. Надо пытаться достучаться в вышестоящие организации и получить финансирование коллекционных фондов ботанических садов.
В продолжение темы А.Н Мальцева в своём выступлении затронула вопросы спонсорской помощи ботаническим садам и отсутствие законодательной базы, регулирующую эту деятельность. Для привлечения внебюджетных средств в университетские ботанические сады обычно используют фонд целевого капитала для сбора спонсорских пожертвований, из которого можно взять только проценты от суммы, а также обращение в ассоциации выпускников университетов – юридическое лицо с отдельным счётом. Спонсоры могут перечислить на их счета суммы денег для реализации конкретных проектов. Существуют и Попечительские советы ботанических садов, куда входят, в том числе чиновники, которые могут найти источник финансирования для реализации крупных проектов.
В.В. Чуб добавил, что очень часто для нужд ботанических садов требуются расходные материалы, которые университеты могут купить только по тендеру, поэтому мы просим спонсоров заключать трёхсторонние договоры: спонсор выделяет деньги, фирма поставщик оказывает услугу, а университет выступает как благополучатель и ставит на баланс то, что приобретено.
Собравшиеся обсудили возможное участие ботанических садов в программах (в том числе международных), грантах для получения дополнительного финансирования научных проектов. Участники Совещания просили поднять вопрос перед Русским ботаническим обществом о перспективах выделения грантов ботаническим садам, а также обратиться в руководство фондов РФФИ и РНФ для организации целевых конкурсов для ботанических садов. В.К. Тохтарь внёс предложение о подготовке общей заявки от ботанических садов Центра европейской части России для участия в конкурсах Российского научного фонда. Для этого необходимо, по его мнению, группировать ботанические сады по направлениям деятельности для понимания общности интересов и направлений разрабатываемых программ.
Участники Совещания констатировали отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность ботанических садов. В 2010 году было дано поручение о создании закона о ботанических садах, но по разным причинам оно так и не осуществилось. Закон о ботанических садах позволит защитить их в независимости от ведомственной принадлежности. В нём будет прописано, какая структура является ботаническим садом, чем он отличается от дендропарка или питомника. По мнению В.В. Чуба, эту работу могут и должны сделать представители ботанических садов.
В.В. Чуб также обратил внимание собравшихся на отсутствие Положения о ботанических садах, где были бы прописаны, в том числе, процедура вхождения и выхода из ассоциации. В.П. Упелниек сообщил, что Положение в стадии разработки. Собравшиеся высказали пожелание о необходимости ознакомить все ботанические сады с этим Положением прежде, чем оно будет утверждено.
Было уделено внимание и положению дел с получением статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ). Т.к. категория ООПТ «заповедники и заказники» не очень подходит ботаническим садам, некоторые сады выбирают категорию «памятники природы», но это ещё больше закрепощает деятельность садов. Т.В. Вардуни поделилась информацией о том, что в прошлом году Ботанический сад ЮФУ стал ООПТ Федерального значения, после чего к ним обратились многочисленные проверяющие структуры, предъявляя требования как к заповеднику или заказнику, т.к. требований к ботаническим садам на данный момент не существует. Получение статуса ООПТ ботаническими садами делается в первую очередь для сохранения целостности территории и защиты от разного рода посягательств. В.В. Чуб добавил, что эта тема поднималась в прошлом году на Совещании Регионального совета БС. То, как ООПТ понимается Министерством природных ресурсов — ботаническим садам не подходит. Например, в Москве надо получать порубочный билет, чтобы спилить дерево на территории ботанического сада. Нет регламентов на применение средств защиты растений в общественных (городских) пространствах, которыми являются и ботанические сады. Но мы должны обрабатывать растения, иначе есть вероятность лишиться коллекций. Надо охранять рукотворно созданные экосистемы и коллекции.
Наметилась негативная тенденция в университетских ботанических садах, когда для их выживания призывают всё больше и больше углубляться в сторону научных тем, рейтинговых для университетов и имеющих международный резонанс (например, производство фитоэкстрактов, фитопотагены и т.д.), но далёких от тематик ботанических садов.
При этом в России отсутствуют целевые гранты и проекты, которые позволили бы содержать и развивать коллекционный фонд и сосредоточится на проблемах ботанических садов. Университетские ботанические сады обременены постоянно растущими требованиями увеличения публикационной активности (статей, монографий, учебных пособий), защиты кандидатских и докторских диссертаций, при этом специфика и задачи ботанических садов – не учитываются. К ботаническим садам при университетах предъявляются такие же требования, что и к другим структурам университетов, когда постоянно нужно отстаивать своё право на финансирование в равной конкурентной борьбе (например, с генетиками, физиологами, почвоведами). В частности, в ЮФУ все научные сотрудники (без исключения) находятся на грантовом финансировании. Нет гранта – нет научного сотрудника. При этом работа с коллекционным фондом научным сотрудникам в настоящее время никак не засчитывается и не приносит баллы.
Администрация университетов и чиновники порой не понимают, что в ботанических садах на первом месте должно быть фундаментальное изучение разнообразия растений, поддержание и развитие коллекционного фонда. Университетские ботанические сады всё больше становятся похожими на сады-институты. Такой статус существует у садов РАН для решения комплексных научных задач. Университетские ботанические сады создавались для подготовки специалистов и собирали коллекционные фонды для образовательных целей. Сады должны занять активную позицию в этом вопросе. Нужно сформулировать критерии оценки ботанических садов, возможно с учётом коллекционных фондов и той площади, которую занимает ботанический сад.
Был затронут вопрос о переходе некоторых университетских ботанических садов на аутсорсинговое обслуживание. В частности, Т.В. Вардуни сказала: — «Мы один из немногих ботанических садов, которые вышли на аутсорсинговое обслуживание, в целях оптимизации деятельности ботанического сада. К этому привело соотношение студент – НПР (рабочие, слесари, водители и т.д.) Эти ставки были выведены за штатное расписание. Но мы сумели своих рабочих перевести в аутсорсинговую компанию, т.к. эти люди на протяжении длительного времени работали у нас и обслуживали коллекции. Аутсорсинговая компания меняется раз в три года. В результате, может прийти кто угодно и нанять кого угодно. Часто людей не компетентных. Как определяются нормативы по аутсорсинговому обслуживанию тоже не очень понятно».
В.К. Тохтарь добавил, что в 2017 году в Белгородском госуниверситете были организованы две структуры из единого коллектива – одна ботанический сад (научный центр), который отвечает за коллекционный фонд, за выполнение показателей по науке, зарабатывает деньги на научных грантах и образовании, вторая структура – ландшафтное управление (аутсорсинговая компания), выполняющее все хозяйственные работы. Разделение получилось искусственным. Проблема заключается в том, что если раньше можно было сказать рабочему, чтобы он пошёл и спилил дерево, то сейчас для этого надо написать заявку на выполнение определённых работ и отдать её в это управление.
Они решают, когда придти и спилить дерево, т.к. есть другие работы и существует очередность. С одной стороны, директора освободили от обязанностей по озеленению территории университета, продаже и другим агрономическим работам. Но с другой, в этой структуре зачастую работают случайные люди. Наблюдается и такое, что созданные структуры начинают делить объёмы работ. Такое разделение полномочий, наверное, неплохо само по себе, но на переходном периоде много шероховатостей, непонятно, кто кому подчиняется и т.д. Хочется верить, что постепенно всё наладится.
Участники Совещания отметили и положительные моменты, в частности некоторые ботанические сады при федеральных университетах оснащены хорошим оборудованием, что позволяет им выполнять работы различной степени сложности. Помимо этого, есть возможность взаимодействовать с различными научными школами, привлекать студентов и т.д.
Были подняты вопросы образовательной и просветительской деятельности ботанических садов. В частности, Т.В. Вардуни отметила, что ботанический сад ЮФУ проводит большое количество дополнительных программ, экскурсий и мастер-классов и т.д. Если это направление расширять, то мы рискуем превратиться в Парк культуры и отдыха. Ботанические сады должны найти золотую середину в реализации просветительских программ, чтобы это направление не отвлекало от традиционных научных исследований и образования.
Прозвучали и идеи о создании ассоциации университетских ботанических садов в связи с их определённой спецификой. В.П. Упелниек высказал позицию Совета, что нам нельзя допустить разрозненности и разобщённости ботанических садов. Не надо плодить ассоциации. Все проблемы должны решаться сообща, а развитие ботанических садов возможно в рамках общего программного документа.
Участники Совещания констатировали, что бюллетень Совета ботанических садов — необходимый печатный орган, который надо не только сохранить, но и развивать, повышая его рейтинг. Выкладывать выпуски бюллетеня в электронном виде на сайте Совета БС. Прозвучала просьба к Совету ботанических садов России возобновить практику рассылки бюллетеня всем ботаническим садам, входящим в ассоциацию.
Участники Совещания сформулировали первоочерёдные задачи, выходящие за рамки компетенции Регионального совета, которые нужно попытаться решить силами Совета ботанических садов России, а именно:
- обратится в руководство научных фондов (РФФИ, РНФ) для организации целевых конкурсов для ботанических садов;
- подготовить обращения в администрацию Президента РФ, Минобрнауки для разработки целевой программы финансовой поддержки ботанических садов по программе Президента РФ.
В заключение участники Совещания подчеркнули важность подобных встреч. Предложили своевременно обсуждать общие проблемы в онлайн режиме и не бояться занимать активную позицию. Всячески отстаивать интересы ботанических садов в вышестоящих инстанциях.